ДизайнАРОАртДизайн среды
НарезкаСобытиеАфиша
Аднак!Белый КвадратIdentity: Best Of The BestНочь пожирателей рекламыРаздача СлоновDRiVEДни высокой рекламы в МинскеБрэнд ГодаВывеска ГодаММФРЛЕОНАРДОGold LionДизайн БиржаКМФРИдея!LitARTКрок по МинскуНочь музеевGOOD-BYAtlant-M Fashion NightADVANCEDBRANDINGКреативный марафон
Васюк ВладимирТореев ЮрийВладимир ПарфенокВ. Цеслер и С. Войченко
Кафедра графдизайнаВыставка работПросмотр лето 2005Диплом 2005Просмотр зима 2006Просмотр лето 2006Диплом 2006Просмотр зима 2007Просмотр лето 2007Диплом 2007Просмотр лето 2008Диплом 2008Диплом 2009Диплом 2010Диплом 2011
на главную написать письмо карта сайта

Проект «Ночь музеев»

14 мая в рамках проекта «Ночь музеев» в Национальном художественном музее РБ состоится открытие выставки «Свет в ночи», участниками которой станут 15 современных белорусских фотохудожников: Жданович С., Залужный Е., Иванов Ю., Качан В., Кочергин С., Лихтарович Г., Павлюць А., Парнюк Д., Парфенок В., Суглоб В., Шаблюк А., Шунтиков, Жукова Е., Пехтерев В., Андреев А. Имена многих авторов хорошо известны как в Беларуси, так и за рубежом.
 
Участникам выставки было предложено представить для экспозиции фотоработы, в которых отражается ее название «Свет в ночи». Мастера светописи по-разному подошли к интерпретации этой темы, объединившей многообразие сюжетов, жанров и направлений от классической фотографии до концептуальных проектов. Выставка дает возможность увидеть такое явление как свет в различных ипостасях. Прежде всего, как основное техническое и выразительное средство, не только фотографии, но и визуального искусства в целом, а также как самостоятельный объект фотоотображения.

В реализации выставочного проекта приняли участие: Белорусское общественное объединение «Фотоискусство», типография «Альтиора».
Выставка будет демонстрироваться в фойе НХМ РБ с 14 по 24 мая 2005 года.
Время работы музея: 11.00-19.00 ежедневно (вторник — выходной)
Адрес музея: ул. Ленина, 20

В Берлине — музейный бум.

Недавно снова можно было в этом убедиться: 1 февраля в тринадцатый раз здесь прошла «Длинная ночь музеев». До двух часов ночи 97 музеев города были открыты для посетителей, которых, по скорым подсчетам, оказалось 180 тысяч.

Музеи и в будние дни в Берлине не пустуют. Как принято говорить, так сложилось исторически. В конце XIX века здесь был построен уникальный музейный центр, так называемый «остров музеев»: несколько мощных зданий в классицистическом стиле под разные коллекции. К тому времени немецкая археология (и по сей день едва ли не ли не сильнейшая в мире) накопила несметные богатства: целые храмы из Вавилона, сотни египетских мумий, шедевры античного зодчества, да и своя история уже имелась.

Современная берлинская концепция музея не столь «исторична». Музейные службы много лет предпринимали усилия, чтобы вовлечь посетителей в музейное пространство, сделать их соучастниками экспозиции. Методы при этом шли в ход, скорее, свойственные поп-культуре. В результате образовался совершенно особый культурный сплав, в котором, скажем, танго, бетономешалка, киноаппарат и «Диана» Рубенса попадают в одно ценностное поле.

«Длинная ночь» как раз и есть тотальная демонстрация этого единства. Но выбирать все-таки надо. Чтобы помочь ошалевшим от количества культурных предложений берлинцам и гостям столицы, устроители разработали десять маршрутов. Каждый включает в среднем десять музеев. Для особо продвинутых участников акции даже создан веб-сайт «Моя длинная ночь»: можно составить собственный маршрут. Покупаешь билет за 12 евро (в обычные дни вход в один музей стоит восемь) — и вперед! На штурм музеев!

Все начинается уже в автобусе, отходящем от Красной мэрии (это ее историческое название, хотя забавно, что сейчас в ней заседают коммунисты и социалисты). Пассажиры, отправляющиеся на ночную гала-экскурсию по берлинским музеям, смущенно улыбаются, то ли робея от необычайной тесноты, то ли смущаясь непривычного соседства. Действительно, сегодня здесь встретились представители социальных и возрастных групп, которые в обычные дни никогда не пересекаются: гэдээровские старики, как правило, не покидающие своих районов, и не заметные в будни берлинские красавицы, провинциальные семейные пары и служащие каких-то незначительных контор, интеллектуалы разных сексуальных ориентаций, турецкие дети без родителей, русские родители без детей… У всех один общий интерес — музеи.

Основной темой нынешней «Ночи» была объявлена европейская культура — ее корни, языки, музыка, поэзия. Кто-то выбрал маленькие музеи и за восемь часов пробежал их целый десяток, чтобы когда-нибудь позже прийти сюда еще раз, чтобы осмотреть экспозиции внимательнее. Среди них — музей Берлинской стены, музей марихуаны, музей чеснока с изумительной выставкой антинаполеоновской карикатуры, музей сахара, экспонирующий «Шоколад в Европе» с возможностью его дегустации, музей коммуникаций, демонстрирующий развитие мировых сетей от канализации до Интернета, берлинский филиал Гуггенхайма, где на закуску к супрематизму Малевича подают немного авангардной музыки и снеди (щи да каша).

Гости столицы и те, кто редко бывает в музеях, устремляются в погоню за шедеврами, торопясь посмотреть как можно больше главных берлинских музейных коллекций. Поклацав 20 минут зубами от холода в очереди перед Национальной галереей, я побежала (надо как можно больше успеть!) сквозь бесконечные залы немецкого реализма. В отличие от немецкой музыки XIX века, эта живопись почти ничего не сказала миру. Но и здесь меня поджидало отрытие: две картины, давно знакомые по русской литературе и мемуристике начала XX века. Тогда в каждом читающем доме в России были репродукции «Греха» Фердинанда Штука и «Острова мертвых» Арнольда Беклина. Мода прошла, а магия полотен осталась. Был там и зал импрессионистов (Ренуар, Мане, Гоген), где некий заезжий француз играл на аккордеоне, устроившись аккурат возле статуи роденовского «Мыслителя»! Потом я помчалась сквозь выставку «После потопа», где представлены спасенные от летнего наводнения шедевры из коллекции Дрезденской галереи. А чуть позже попала на… венецианский карнавал в галерее европейской живописи: там какой-то ученый муж проводил экскурсию «В Венецию — пешком», по темным залам бродили девицы в черном в поисках Казановы, театр «Бедлам» показывал представления dell»arte, а в фойе настоящая Коломбина, кокетка и капризница, увлекала в танец зрителей. Можно было наблюдать настоящие фарсовые сцены с дешевым комизмом. Вот было хохоту! Тут же был устроен кружок, где учили мастерить маски и веера.

В эту ночь открывалось новое помещение Берлинской галереи, той самой, которая устроила одну из лучших немецких выставок середины 90-х годов — «Берлин-Москва». Здесь под лозунгом «Мы можем это по-другому» совместно с еврейским музеем проводилась… вечеринка с музыкантами, игравшими соул и фанк, и кинопроекциями. Толкотня здесь достигла своего предела, заставив вспомнить о футбольном матче на стадионе. Страшная давка, впрочем, никак не портила праздничную атмосферу. В конце концов, если вам милее мягкое кресло и теплые тапочки, сидите дома!

Были на нынешней «Ночи» и «дикие» предложения, поражавшие воображение даже бывалых ее участников. Например, выставка «Секс у растений: желание и фрустрация» в Ботаническом музее, аккомпанементом которой служили карибские танцы и эротические тексты. Я туда не пошла: надо хранить семью. Хотя не удержалась и заглянула на выставку «Поцелуй: магия и химия», посвященную связи одного из самых загадочных человеческих чувств с химическими процессами. Здесь тоже царило веселье: публика с жаром приняла девиз устроителей «Целоваться — разрешено», даже не подозревая о том, что на практике подтверждает важнейший музейный принцип современности — интерактивность: смотри, пробуй, участвуй.

И все-таки было не совсем понятно, зачем десятки тысяч человек скапливаются в длиннющих очередях (впрочем, попивая глинтвейн), чтобы, попав в музей, поглазеть на головы своих недавних соседей по очереди. Почему не прийти посмотреть на те же картины, корзины, картонки в четверг, когда некоторые государственные музеи Берлина открыты до 10 часов вечера? Или в первое воскресенье каждого месяца, когда посещение всех государственных музеев города бесплатно? Да и целоваться ведь никто не запрещает и можно делать это не только на выставках. Популярность «Ночи» даже не объяснить бережливостью немцев, использующих возможность за небольшие деньги посмотреть уйму всего. Главная причина, наверное, все же в том, что организаторам удалось искусственно создать ажиотаж, вызвать ощущение неутоленного культурного голода. По-видимому, и февральский берлинский мороз помог многим осознать некоторое безумие ночного события. По крайней мере, когда одна пожилая дама, окончательно продрогнув в очереди, вдруг громко произнесла: «Что вы хотите? Это типичная музейная погода», показалось, что она говорит за всех.

Около полуночи, когда я со своим венецианским веером и экзотическими бумажными цветами задремала у окошка во время переезда к очередному музею, кто-то в автобусе вдруг запел: «Happy Birthday To You…». Водитель отреагировал моментально: «А теперь — все вместе!» Фраза прозвучала как давно искомая формула для объединения берлинцев, до сих пор болезненно ощущающих разделение на восточных и западных.

Напоследок мне очень захотелось посмотреть на единое и неделимое небо над Берлином, и я отправилась в Домский собор. Там как раз исполнялись итальянские мотеты эпохи Ренессанса, так что взбираться сквозь толпы провинциалов и интеллектуалов по бесконечным ступенькам к куполу было как-то легче. Я вышла на смотровую площадку и ахнула: «До чего же уродливый город!» Передо мной простирались гэдээровские престижные дома 70-80-х годов. Но пройдя немного дальше по панорамному кругу, я вдруг остановилась как вкопанная, зачарованная видом «острова музеев» с его золотящимися в лучах прожекторов классицистическими колоннадами и лестницами. Мимо, по мосту, сверкая огнями, беззвучно шел поезд метро. Откуда-то снизу доносилась музыка, замерзая на полпути к небу. Рядом кто-то закурил. И вдруг суета и спешка отступили, люди исчезли — и я осталась совсем одна. Так внезапно рождается любовь к городу…

Керим Рашид в Минске 22 октября на презентации от Сквирел
Студия Антона Баранова поздравляет Вас с Новым 2010 годом!
© 2005 — 2009 pARTal.by

Перепечатка разрешена при условии публикации активной ссылки на портал. По всем вопросам и предложениям обращайтесь на art@partal.by

© Антон Баранов и Astronim*
на главную написать письмо карта сайта