ДизайнАРОАртДизайн среды
НарезкаСобытиеАфиша
Аднак!Белый КвадратIdentity: Best Of The BestНочь пожирателей рекламыРаздача СлоновDRiVEДни высокой рекламы в МинскеБрэнд ГодаВывеска ГодаММФРЛЕОНАРДОGold LionДизайн БиржаКМФРИдея!LitARTКрок по МинскуНочь музеевGOOD-BYAtlant-M Fashion NightADVANCEDBRANDINGКреативный марафон
Васюк ВладимирТореев ЮрийВладимир ПарфенокВ. Цеслер и С. Войченко
Кафедра графдизайнаВыставка работПросмотр лето 2005Диплом 2005Просмотр зима 2006Просмотр лето 2006Диплом 2006Просмотр зима 2007Просмотр лето 2007Диплом 2007Просмотр лето 2008Диплом 2008Диплом 2009Диплом 2010Диплом 2011
на главную написать письмо карта сайта

Два солнца — в Беларуси раньше!

Говорят, что хорошая идея приходит в голову одновременно двум людям на Земле. Словно не одно, а два солнца восходят над нашей планетой, озаряя лучами лучшие умы человечества, в том числе — и лучшие умы рекламной индустрии.

В начале июля бельгийское отделение Ogilvy & Mather разработало печатную рекламу для новой модели Ford Ranger XLT. Два принта изображают панорамы африканской саванны и заснеженной тундры. Над завораживающими пейзажами, соответственно, восходят два солнца и две луны, символизируя свет фар нового внедорожника Ford.
 


Может показаться удивительным, но, несмотря на то, что реклама появилась лишь в начале июня этого года, она уже успела собрать призы многих конкурсов и фестивалей рекламы. Только продвигала она не внедорожник Ford Ranger, а седан Peugeot 607. И проходила эта рекламная кампания не 2006 году, а семь лет назад. А разработало ее не бельгийское Ogilvy, а белорусское агентство "Крынь". Но — обо всем по порядку.

Какой из всех проектов он считает самых удачным, Александр Шевелевич, креативный директор агентства "Крынь", ответил:

"Да простят меня остальные клиенты, коих я очень люблю, но я бы выделил печатную работу "Два солнца", созданную для автомобиля Peugeot 607. Помимо того, что этот плакат выиграл Гран-При фестиваля "Евролиния" в Минске, Гран-При фестиваля "Золотое Руно" в Сочи, Первое место на Московском Международном Фестивале Рекламы, он очень здорово отработал на клиента. Эта работа, созданная совместно с лучшими дизайнерами Беларуси Владимиром Цеслером и Сергеем Войченко, была размещена за месяц до появления автомобиля на рынке, так называемый пре-лонч. На плакате нет изображения самого автомобиля. Там море, рассвет и над водой встают два солнца, расположенные как фары. Слоган "В ожидании Peugeot 607". С помощью этого плаката был вызван такой безумный ажиотаж, что множество людей купило автомобиль до того, как его увидело. Фантастика!" Спустя семь лет после успеха "Крыни" и Peugeot, теперь уже Ogilvy & Mather NV/SA (Брюссель) разработало идентичные принты с идеей двух солнц-фар для внедорожника Ford Ranger XLT.

Sostav.ru связался с офисом Ogilvy & Mather в Брюсселе, чтобы узнать подробности. Как рассказала аккаунт-директор агентства Анни-Мария Веркотерен (Annie-Marie Vercauteren), идея для принтов возникла спонтанно у креативного директора агентства Фила ван Дойнена (Phil van Duenen). Воплощенная в виде двух принтов, эта идея была предложена подразделению Ford of Belgium. И сразу же была одобрена в качестве некоего разогрева бельгийской публики перед намечающейся в скором времени глобальной кампании для Ford Ranger. Принты, разработанные Ogilvy, публикуются в нескольких бельгийских журналах. Однако в самой глобальной кампании эти принты участвовать не будут. На вопрос, было ли известно творческой команде, что подобная идея, уже использовалась для рекламы автомобилей Peugeot, Анни-Мария ответила отрицательно. Креативный директор агентства г-н Дойнен на момент написания статьи находился в отпуске на Аляске и не был доступен для комментариев. Рекламные принты для нового Ford Ranger XLT были отосланы на фестиваль "Каннские Львы", но запоздали и не участвовали в конкурсе. Зато, как сообщила г-жа Веркотерен, они будут участвовать в некоторых региональных конкурсах. Почему-то думается, что эти принты имеют высокие шансы на победу.

Глава и креативный директор агентства "Крынь" Александр Шевелевич удивлен такому совпадению. "Конечно, мы допускаем, что идея, использованная нами еще в 1999 году, могла прийти в голову кому-то еще" — рассказывает Александр Шевелевич. По его словам, этот принт заработал большую известность в кругу отечественных и европейских креаторов благодаря свежести и оригинальности идеи. "Принт для Пежо 607 вошел в официальный каталог лучшей печатной рекламы компании Peugeot. Трудно представить, что он остался незамеченным такими профессионалами, какими являются креаторы Ogilvy". 

Но как известно редакции pARtal.by, работа-то Владимира Цеслера и Сергея Войченко 

В российском законодательстве, регулирующем вопросы интеллектуальной собственности, четко определено: идея не является объектом авторского права. Говоря обычным языком — идею нельзя украсть. В этом есть логика и здравый смысл. Ведь не приходит же в голову автопроизводителям предъявлять взаимные претензии по поводу непосредственно идеи автомобиля: четыре колеса, руль, тормоза, багажник и все остальное. А в литературе вообще существует чуть более двадцати сюжетов, что, не мешает тысячам авторов создавать оригинальные произведения. И каким образом агентство "Крынь" могло бы запатентовать метафору "два солнца — фары автомобиля", дабы предотвратить ее копирование другими рекламными агентствами? Никаким.

Вникая в суть проблемы, можно представить, что повторение различных творческих идей — это естественный процесс. Люди мыслят одинаковыми категориями, получают схожие впечатления, жизненный опыт; люди находятся под воздействием похожих явлений, событий; варятся в единой информационной среде. Даже тот, кому первому с хронологической точки зрения пришла в голову идея, взял ее не из ментального вакуума. Любая идея — это продукт накопления и перемешивания в творческом уме различных других идей, образов, впечатлений. Отрицать право идеи родиться в голове другого человека было бы неправильно.

Другое дело, когда кто-то ворует не просто идею, а целиком ее воплощение. Вспомним историю рекламного ролика iPod с Эминемом, вернее, с его силуэтом. Этот ролик был фактически копией другого ролика, рекламировавшего двумя годами ранее кроссовки Lugz. Благодаря настырным блоггерам, история получила самую широкую огласку в кругу рекламистом, и Apple был вынужден принести извинения за плагиат и снять ролик с эфира.

В случае с агентствами "Крынь" и Ogilvy & Mather NV/SA, первенство идеи белорусских креаторов так же бесспорно, как и право других на самостоятельное рождение схожей идеи. Конечно, плагиат — умышленный или неумышленный — всегда неприятен. Бороться с плагиатом, доказывать факт воровства интеллектуальной собственности в случае заимствования идеи, практически невозможно. Настолько, что для истинно талантливого человека проще подтвердить свой статус генератора идей, в очередной раз сотворив что-нибудь выдающееся.
Керим Рашид в Минске 22 октября на презентации от Сквирел
Студия Антона Баранова поздравляет Вас с Новым 2010 годом!
© 2005 — 2009 pARTal.by

Перепечатка разрешена при условии публикации активной ссылки на портал. По всем вопросам и предложениям обращайтесь на art@partal.by

© Антон Баранов и Astronim*
на главную написать письмо карта сайта